Они крепко связаны цепями и кандалами, приковывающими их к колесу жизни
и долгое время снова и снова подвергаются страданию» Дхармапада
…Сегодня я вышел на улицу и испытал настоящую радость: снег покрыл крыши домов и улицы, и наполнил дополнительным светом впечатление от города. Внимательной Душе такие моменты доставляют сильное переживание настоящего.
При этом улицы плохо убирали, и во многих местах под ногами была каша из смеси снега и соли, автомобили ползли медленно, и город стоял в одной большой пробке. В подобных обстоятельствах мы часто испытываем и выражаем негативные эмоции, хотя такие моменты – прекрасное время начать использовать негативные эмоции как топливо для расширения сознания и укрепления воли в наших сердцах.
Если мы запасемся терпением и начнем наблюдать за тем, как перемещается наше внимание в течение дня и будем делать это честно и последовательно, мы сильно удивимся, обнаружив, что не можем полноценно управлять своим вниманием. Им управляют нужды тела, привычки или случайные внешние стимулы. Что может дать нам такое наблюдение? Оно указывает на первую ступень работы с негативными эмоциями.
Первым шагом к приручению отрицательных эмоций является обучение себя тому, чтобы осознанно управлять потоком своего текущего внимания и задавать ему направление в течение определенного времени, начиная с нескольких минут и дойдя до всего дня целиком.
Вторым шагом будет наблюдение за тем, как зарождается, проявляется и выражается отрицательная (негативная) эмоция (будь то внутри нас или вовне).
Третьим шагом станет замена старых отношений, которые оправдывают и поддерживают негативные эмоции в нас на новые отношения, которые как стрелочники будут переводить поток нашей энергии с выражения отрицательных эмоций на осуществление красивых и плодотворных действий.
Четвертым шагом будет использование выбранных отношений для непрерывного преобразования (трансформации) отрицательных чувств в силу, при помощи которой мы будем строить наш счастливый мир и нашу богатую жизнь, соединяя свое сознание с сознанием Матушки-Земли и Вселенной. Конечно, это мистический процесс и нужна помощь Высших сил. При этом без нашего стремления раздвинуть границы своего восприятия и создать постоянный канал связи никакие высшие силы до нас не достучатся. Как сказано в 9 стихе старославянской Азбуки (их всего 40): «Боуги Зело Людйе Твердо Черваль Юнь Ота», что означает: Боги неведомы людям ограниченным и жестким, отвергающим всё, что выходит за рамками того, что им известно.
Сегодня мы более детально рассмотрим первый шаг, который сосредотачивает нас на том, как научиться управлять своим вниманием и не терять его в суете текущей жизни.
Не секрет, что в повседневной жизни наше внимание привязано в большей степени к нуждам физического тела и привычкам мышления и поведения. В христианской традиции такое состояние называют прелестью, в других традициях - привязанностью. В Четвертом Пути - «отождествлением» - состоянием, при котором низшие нужды и стремления забирают всё наше внимание и ничего не оставляют для высших частей. У нас просто нет достаточного количества тонкой энергии для того, чтобы воспринять высшее переживание связи с Невидимым или Богом внутри нас.
Наше внимание обычно направлено из тела наружу: на предмет, которым мы заняты в данный момент, или на воображаемый объект, или событие, которое было в прошлом или может проявиться в будущем. Также наше внимание может быть направлено внутрь на болезненные или приятные впечатления-импульсы от тела. В такие моменты мы буквально тонем в том, на что смотрим или о чем думаем.
Чтобы научиться управлять своим вниманием, надо начать его «разделять» - разделять между внешними и внутренними явлениями, держа это как постоянную цель. Как правило, внимание скачет или перетекает от предмета к предмету. К примеру, мы проснулись утром, открыли глаза и увидели потолок нашей комнаты, а затем мы почувствовали, что хотим в туалет. Но желание идти в туалет еще не слишком сильно, и мы остаемся в кровати полежать, так как еще есть время. Мы уже не можем уснуть, снова смотрим на потолок и замечаем старое пятно от протечки, которую устроили наши соседи и с которыми мы жестко разбирались некоторое время назад. «Они так ничего и не заплатили», - неприятное чувство всплывает внутри и переносит нас к проблеме на работе. Пришел новый сотрудник, который очень активен и лезет не в свои дела, из-за него шеф поднял нормы выполнения плана и приходится задерживаться часто на работе. К тому же еще начала болеть спина, и никак не пойти провериться к врачу, так как нет времени и свободных средств на томографа. Бесконечная вереница смены предметов внимания может привести нас к плачевному итогу - новому опозданию на работу и усугубление ситуации.
В описанном выше примере внимание полностью слито или отождествлено с нуждами тела и воображаемым представлением о себе и своих целях. Для того, чтобы «отклеить» внимание от своего тела (нашего любимого ослика) и начать питать высшие части своей Души, начните применять разделенное внимание. К примеру, вы проснулись утром, открыли глаза и увидели потолок вашей комнаты. Постарайтесь, не убирая осознавания потолка расширить его на другие предметы в комнате, почувствовать нужды тела, услышать звуки, которые доносятся с улицы или от вашего дыхания или осознавать тело нагружающее своим весом кровать. Осознайте себя не Васей, Петей или Леной, осознайте себя Душой, находящейся в этом теле, в этом месте в это время - чувствуйте себя целым.
Часто такое изменение внимания производит скачкообразное расширение сознания, и мы можем даже заплакать от избытка чувств, которые появились на энергии разделенного внимания. Чтобы сделать этот процесс постоянным, необходимо внести в каждое проживаемое мгновение небольшую цель, которую обычно не преследует наше тело или наша личность. К примеру, когда мы принимаем пищу, целью тела почти всегда является утоление голода или получение удовольствия от объема или вкуса пищи. В этот процесс можно внести небольшое изменение и поставить цель есть красиво.
Сама цель вызывает у нас массу новых вопросов:
1. Как выглядит красивый прием пищи?
2. Каким может быть красивое место приема пищи?
3. Как пища может быть приготовлена или положена на приборы?
4. Какими приборами красивей пользоваться и как их применять?
5. Какова должна быть при этом скорость приема пищи?
6. Как мы сидим за столом и каково положение тела?
Очевидно, что все эти действия и вопросы «искусственные» или надуманные, так как телу редко нужны красивые впечатления. Но для Души они невероятно важны, так как нахождение в красоте и создание красоты требует усилия, питает тонкие состояния и увеличивает уровень сознания человека.
Находясь в общественном транспорте, мы можем поставить цель разделять внимание, двигаться аккуратно и красиво, держать спину прямой и стараться выбирать для глаз красивые впечатления. Это поставит перед нами новый перечень практических вопросов, а попытка проверить ответы действием наполнит обыденный момент новым вкусом и даст новый толчок к пробуждению Души и управлению собственным вниманием.
Пожалуйста, попрактикуйте разделенное внимание в разных ситуациях и обстоятельствах и запишите их в свой дневник наблюдений. Те из вас, кто готов начать это исследование, прошу оставлять посты по наблюдениям себя в разных ситуациях и результаты этих наблюдений. Помните, что вы не только тело, вы еще и Душа. Душа, осознающая себя и пробуждающая себя в земной жизни…
«Продолжительность жизни живого существа очень коротка, она длиться пока длиться мысль.
Как колесо колесницы, крутясь, катится по земле только одной точкой в один момент и,
когда стоит, опирается только одной точкой,
точно также жизнь живого существа длиться на протяжении одной мысли»
Висуддхимагга
Продолжение следует. Начало - Часть 1