Мастера

Георгий Гурджиев

Мы не только должны просить и получaть, 
но также и бережно хранить то, что нам даётся.


Добротолюбие, Марк Подвижник
Защита от автоматических сообщений

О мастере

Есть множество мест по всему миру, где можно найти группы людей, изучающих идеи и практики внутренней работы, переданные Георгием Ивановичем Гурджиевым (Гюрджиевым). Эти люди не склонны к публичности и не пытаются обратить окружающих в свою веру, они ведут внешне вполне обычную жизнь, но каждый из них стремится преодолеть свои слабости, превозмочь невзгоды и страдание, пребывая в состоянии полной осознанности о себе и своём окружении. 

Никто не знает, откуда пришла система гармонического развитии человека, названная Четвертый путь, но именно Гурджиев стал его «проводником» в двадцатом веке. Это был весьма необычный человек, о жизни которого ходит множество удивительных легенд. 

Георгий Иванович обладал редкой способностью производить неизгладимое впечатление. Яркая восточная внешность, пронзительный взгляд, знание нескольких языков, способность уверенно и убедительно излагать невероятно непростые вещи и готовность ответить на самый сложный вопрос - всё это притягивало к нему людей и даже в какой-то степени покоряло их. Говорят, к тому же он обладал навыками гипноза и некоторыми экстрасенсорными способностями. Он не следовал общим правилам и не старался оправдывать ожидания окружающих, но люди шли за ним. Его называли магом и эксцентриком... 

Истоки учения Гурджиева 


Георгий Гурджиев родился на юге Российской Империи во II половине XIX века в пестрой смеси народов, культур и религий небольшого города на границе с Турцией в греко-армянской семье известного поэта и сказителя по прозвищу Адаш. Семья была небогатой, и отцу приходилось подрабатывать плотником. У Георгия и его брата была на двоих одна пара обуви, а кроме них в семье были еще две дочери. Поэтому он быстро научился предприимчивости. Надо отметить, что изобретательность Гурджиева часто помогала ему в тяжелые времена. Он мог купить за бесценок старые вещи, перешить их под новую моду и продать за хорошую цену. При этом он трудолюбиво осваивал новые ремесла, умел ткать ковры, не гнушался чистить обувь, собирал швейные и печатные машинки, разбирался в технике и занимался ремонтом всего, что только ломалось. 

Мистическая сторона природы Георгия Гурджиева впитала суть иносказательных историй и сказок, которые ему рассказывал его отец и мудрых бесед духовного учителя, православного священника отца Борша. Гурджиеву были хорошо знакомы христианские ритуалы и древний символизм христианских священных писаний. С ранней юности он увлекался оккультизмом, мистицизмом, теософией и другими учениями, которые отчасти приближали его к ответам на такие вопросы как «Для чего живёт человек? Для чего в жизни есть страдание? Есть ли у человека душа и бессмертна ли она?». Но даже приобщение к самым разным религиозным традициям, в которых он рос, не давало ему ясных ответов на эти вопросы. Стремление к познанию и дух исследователя побудил его начать искать знание в других местах Земли. 

Во время своих длительных путешествий по странам Азии и Африки Гурджиев постигал глубинную суть природы вещей, изучал различные духовные традиции, посещал священные места и монастыри Востока, собирал древние эзотерические знания и практики, запоминал этнические музыку и танцы. Он общался с суфийскими дервишами, соприкоснулся с древней мудростью зерванитов, тибетских монахов, индийских йогов и сибирских шаманов. 

Результатом этих исканий стало новое мировоззрение, объединяющее различные течения сакрального (эзотерического) знания. Истинное знание может передаваться от человека к человеку и теряет свою глубину, будучи записанным на бумагу. Необходимость сбора и передачи знания другому поколению Искателей привело Георгия Гурджиева  к осознанию своего предназначения  и поиску людей и условий, способных осуществить это предназначение. Его взгляд был направлен на Запад, так как в революционной России были утрачены всякие условия для сознательной работы Школы. 

В конце двадцатых годов XX века Гурджиев написал автобиографию «Встречи с замечательными людьми», в которой создал образ своего пути к этому осознанию. Впоследствии эта работа была экранизирована режиссером Питером Бруком.

   

Гурджиев и Успенский 


Важнейшим событием в жизни Гурджиева стало знакомство с Петром Демьяновичем Успенским, уже известным тогда эзотериком и писателем, во многом благодаря которому учение Гурджиева обрело популярность. 

Первая встреча Успенского и Гурджиева произошла весной 1915 года. Успенский тогда только вернулся из индийского путешествия, в котором искал следы эзотерических школ. А Гурджиев как раз обустроился в Москве как автор либретто к индийскому балету «Борьба магов». Интерес оказался взаимным, и встреча состоялась. Петр Демьянович так описал свое первое впечатление от встречи: «Я увидел человека восточного типа, уже немолодого, с черными усами и пронзительными глазами; более всего он удивил меня тем, что производил впечатление переодетого человека, совершенно не соответствующего этому месту и этой атмосфере. Я все еще был полон впечатлений Востока; и этот человек с лицом индийского раджи или арабского шейха, которого я сразу представил себе в белом бурнусе или в тюрбане с золотым шитьем, сидел здесь, в этом крохотном кафе, где встречались мелкие дельцы и агенты-комиссионеры. В своем черном пальто с бархатным воротником и черном котелке, он производил странное, неожиданное и почти пугающее впечатление плохо переодетого человека, вид которого смущал вас, потому что вы понимаете, что он — нет тот, за которого себя выдает, а между тем вам приходится общаться с ним и вести себя так, как если бы вы это не замечали. По-русски он говорил неправильно, с сильным кавказским акцентом; и самый этот акцент, с которым мы привыкли связывать все, что угодно, кроме философских идей, еще больше усиливал необычность и неожиданность впечатления». 

Вскоре Успенский проникся доверием к Гуржиеву, осознав, что тот действительно обладает тем тайным знанием, которое сам Успенский искал в своих странствиях. В августе 1916 года во время совместного пребывания Гурджиева и группы его учеников на финской даче Успенский испытал «чудесное» переживание мысленного общения с Гурджиевым, которое окончательно убедило его в том, что он на правильном пути. 

Успенский собрал первые группы в России, в которых представил Гурджиева как Учителя и работал вместе с ним почти до самой революции. Чуть позже Петр Демьянович стал понимать, что методы работы Гурджиева со своими учениками больше не подходят для него. Их пути с Гурджиевым разошлись. Но несмотря на возникшие противоречия, Успенский не отказался от идей Гурджиева. Более того, начав преподавать в Лондоне, он не раз отправлял своих учеников продолжить обучение к Гурджиеву.  

Институт гармонического развития человека 

В 1919 году Гурджиев с учениками учреждает в Тифлисе Институт гармонического развития человека. Идея этого учреждения зародилась у него давно, но была реализована лишь спустя много лет. Главное место в работе института отводилось танцам и ритмическим упражнениям, упражнениям для развития воли, внимания,памяти, слуха, мышления, эмоций. Предполагалось, что участвуя в постановке балета, человек познает себя и учится управлять собой, продвигаясь таким образом к раскрытию своих высших психических функций и обретению высших состояний сознания. Через год Гурджиев перебирался в Константинополь, где продолжил работу Института, основанную на идее эволюции человека.  

Летом 1922 года Георгий Гурджиев приобрел замок Шато де Приерэ (Chateau du Prieuré) недалеко от Фонтенбло под Парижем, где воссоздал Институт гармонического развития человека, который стал центром «гурджиевской» школы на следующее десятилетие и приобрел мировую славу. 

Сюда со всего света приезжали люди, вдохновленные учением Гурджиева и стремившиеся к развитию самосознания. Обучение в институте предполагало напряженную интенсивную работу, которая включала как теоретические занятия, на которых ученикам рассказывали об устройстве человека и мира, так и практические упражнения. Ученики занимались тяжелым физическим трудом, разучивали специальные движения и, по свидетельству очевидцев, погружались в особое состояние сознания, в котором боль, сомнения и страхи теряли власть над сознанием человека. 

Публичная демонстрация необычных танцев или сверхестественных способностей в Париже и Нью-Йорке, сама мистическая фигура Гурджиева привлекали сотни современников в ряды последователей Четвертого пути. В отличие от других эзотериков, искателей Истины, Георгий Иванович предлагал конкретные пути и инструменты для постижения сути человеческой природы и развития сверхспособностей. Он принес на Запад подлинное восточное знание, которое давало человеку возможность обрести власть не только над самим собой, но и над другими людьми. 

Яркая личность Гурджиева и авторитетность Успенского вкупе с оригинальностью идей Четвертого пути привели к тому, что у них появилось множество последователей и учеников. Среди них Сальвадор Дали, Бернард Шоу, Рене Домаль, Кэтрин Менсфилд, композитор Томас де Гартман. Кроме этого, есть предположение, что среди последователей Гурджиева могут быть Сталин и Гитлер, которые могли бы быть знакомы с ним и его идеями. Это предположение даже родило концепцию борьбы магов, которая и повлияла на события 40-х годов во всем мире. 

Четвертый путь 


Гурджиев неоднократно подчеркивал, что понять его учение до конца невозможно. Главная идея — разбудить спящую мысль и осознание истинной реальности в человеке. 

Согласно Гурджиеву, человек живет в таком месте Вселенной, которым управляет множество космических влияний и законов, затрудняющих самореализацию человека. Сам человек - это машина, механизм, управляемый бессознательными реакциями (привычками). То, как обычный человек взаимодействует с миром, как правило, похоже на то, как действует человек в состоянии сна наяву, когда восприятие действительности смешивается с иллюзиями и человек не осознает ни последствия своих слов и действий, ни самого себя. Он ничего не может «делать», с ним все «случается». 

О сущности человечества Гурджиев рассказывает в своей книге «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку». Через художественное описание взгляда космического существа по имени Вельзевул развертывается история жизни на Земле и даются ответы на большинство вопросов, призванных разрушить привычные иллюзии человека о самом себе и показать ему Истину.  

Вырваться из плена иллюзий можно, но от человека требуется постоянное усилие по поддержанию определенного уровня внимания, и эта задача является чрезвычайно трудной для обычного человека. Метод саморазвития, которому обучал Гурджиев, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие, представлял собой непрерывное усилие по освобождению  от груза бесполезных искусственно созданных ограничений,  препятствующих сознательному развитию человека. Эти усилия он называл Работой. 

Работа всегда индивидуальна и направлена, прежде всего, на себя, свой внутренний мир. Она требует от человека преодоления множества препятствий, главными из которых являются отрицательные эмоции, ложь себе и другим, отождествление (привязанность), шаблонное мышление (мышление в категориях «чёрное-белое, да-нет, ...»),  внутренний диалог (болтовня), неконтролируемое воображение (грезы и мечтания) и неосознанные бесцельные движения тела. 

В противоположность трем традиционным путям к пробуждению сознания (путь факира или пробуждение сознания путём преодоления телесных тягот; путь монаха или пробуждение сознания путём развития эмоций; путь йогина или пробуждение сознания путём развития ума) четвертый путь предполагает достижение состояния пробуждения не за счет развития одного из трех психических центров человека, а благодаря постоянной внутренней работе нескольких  центров человека одновременно: интеллектуального, инстинктивно-двигательного и эмоционального. 

Четвертый путь, или путь хитреца, по мнению Гурджиева, наилучшим образом подходит для современного общества, потому что его начало не требует ограничения общения, ухода в монастырь, отказа от привычной жизни и деятельности. Для внутренней работы можно использовать самую обычную повседневную жизнь, используя внимание к своим телесным, эмоциональным и интеллектуальным проявлениям и управление ими посредством контроля над мыслями, желаниями, движениями и инстинктами.

Практики Четвертого пути 


Георгий Гурджиев передавал своим ученикам большое количество специальных упражнений для развития высших состояний сознания (самосознания и объективного осознания). Самыми универсальными инструментами работы над собой являются разделенное внимание, самовоспоминание и трансформация страдания. 

Обычно взрослый человек считает себя сознательным и думает, что его сознание постоянно и неизменно. На самом деле его сознание подвержено колебаниям и меняет состояния в зависимости от определённых условий, в точности также как это делает вода, которая то превращается в лёд, то в воду различной плотности, то в пар, то во влажный воздух. 

Ночью человек спит и его сознание практически отсутствует. В это время он видит сны и не имеет ни малейшего понятия о том, что происходит в комнате, пока он спит. Утром человек открывает глаза и его сознание переходит в другое состояние. Теперь он начинает видеть окружающие его предметы, но сны при этом не исчезают. Они продолжают прокручиваться в его сознании в виде грёз, мечтаний, воображаемых предположений, домыслов и выдумок, которые незаметно для него самого влияют на его поступки в десятки тысяч раз сильнее, чем окружающая его действительность. Фактически, это состояние «сна наяву». 

И это очень опасное состояние сознания, поскольку в нём человек может сделать не то, что он на самом деле хотел сделать, сказать не то, что он на самом деле хотел сказать, услышать не то, что ему говорят, не заметить того, что следует. В этом состоянии сознания,  внимание человека направляется как стрелка, указывающая в одном направлении. Оно поглощается предметом или обстоятельством. В результате, сознание человека не управляется им самим, а подвластно внешним стимулам. 

Чтобы сознание стало «центром управления полетов и перемещений», человеку необходимо «проснуться от сна наяву». Относительному пробуждению свойственно наличие  наблюдающего «Я», которое может одновременно наблюдать и за окружающими вещами, и за собой. Это и есть разделенное внимание: одна часть внимания направлена на внешний объект (дом, окно, дерево, ...), а другая – на внутренний, на самого себя, на ощущение, эмоцию, мысли и телодвижения. 

Этот метод является основой Четвертого пути, поскольку он не только даёт человеку возможность освободиться от оков «сна наяву», но позволяет ему объективно видеть себя со всеми своими внутренними реакциями (как воображаемыми, так и действительными), а без этого никакая работа по саморазвитию не возможна. 

Более высокой ступенью избавления от «сна наяву» является самовоспоминание. Оно также подразумевает разделение внимания, но добавляет в него третий элемент - осведомленность о том, как сам человек, вещи и люди менялись во времени и в пространстве. Самовоспоминание позволяет человеку в каждый момент времени осознавать свои подлинные чувства и переживания, свои мысли и ощущения, вмещать весь свой предыдущий опыт и будущие перспективы, одновременно фиксируя происходящее в настоящем.

Это состояние сознания является подлинно бодрствующим состоянием. В нём человек действительно пробуждён и уже не совершает поступков, исходя из ложных мотивов. Он знает себя, знает свои возможности и ограничения, знает куда идёт и чего на самом деле хочет. Человек становится полностью объективным по отношению к себе. 

Однако, по отношению к окружающей его действительности он продолжает оставаться субъективным. Для того, чтобы увидеть мир таким, каков он есть, человеку необходимо попасть в ещё более высокое состояние сознание, которое можно назвать объективным состоянием  сознания. В этом состоянии человек получает доступ к новым способностям и силам, которые являются чрезвычайно редкими на Земле. В этом состоянии человек обладает невероятными возможностями, одной из которых является трансформация отрицательных эмоций и страдания в божественное существование. 

Регулярность практикования самовоспоминания повышает осознанность человеческого существования и, по свидетельствам, приводит к необычным состояниям измененного сознания, когда краски вокруг становятся ярче, чувства интенсивнее и человек воспринимает себя частью этого мира, наполняется счастьем и спокойствием, иногда проявляя экстрасенсорные способности ясновидения. 

Гурджиев описал свой личный опыт и специальные практики, которые помогают развивать осознание себя, в своей последней книги «Жизнь реальна, только когда я есмъ». 

Интересно, что одновременно с вспоминанием себя происходит и забывание «старого себя», своего Эго, которое обычно контролирует человеческие желания. Человек становится более осознанным и более смиренным. Он освобождается от негативных эмоций, высвобождая в себе большое количество дополнительной энергии. Для этого используется практика трансформации страдания, когда человеку предлагается прилагать чрезвычайные усилия по необходимости (выполнять тяжелую работу или неприятные задачи - добровольное страдание), подавляя свое Эго и очищая сознание. 

Идеи четвертого пути Гурджиев часто иллюстрировал непосредственно в повседневной жизни. Так, например, идею о типах планетарного влиянии объяснил, когда на прогулке со своими учениками обронил трость. Один ученик заметил упавшую трость, но подумал, что Гурджиев сделал это специально, чтобы продемонстрировать нечто. Другой ученик ничего не заметил. Третий подумал, что хорошо было бы поднять упавшую трость, а четвёртый – поднял её машинально, даже не задумавшись. «Вот это и была астрология», - сказал Гурджиев и попросил каждого рассказать о своей реакции на упавшую трость. - «В одной и той же ситуации один видит одно, другой - другое, третий - третье, и каждый действует в соответствии со своим типом». 

Движения и танцы Гурджиева 


Сам Георгий Гурджиев часто представлялся как учитель танцев. И «гурджиевские танцы» (священные движения) до сих пор одна их самых популярных методик во всем мире. Эти танцы основаны на танцах народов Азии, которые Гурджиев изучал во время своих путешествий. 

Священные танцы, с одной стороны, передают некие знания о законах мироздания, а с другой, способствуют достижению высокого состояния сознания, поскольку они требуют высокой степени концентрации и разделения внимания.

   

Балет Борьба магов 


Главное произведение Георгия Гурджиева - его балет «Борьба магов», замысел которого появился по его приезду в Россию, о чем в газете появилась заметка, из которой Успенский впервые узнал о Гурджиеве. 

Работа над балетом активно протекала, когда Гурджиев и его поклонники жили на Кавказе, до переезда во Францию. Не знавший нотной грамоты, Гурджиев насвистывал своему ученику, композитору де Гартману музыкальные темы, которые должны были лечь в основу балета, а Томас де Гартман их записывал. Гурджиев сам шил многие костюмы и делал эскизы декораций, интенсивно работал над хореографией и постановкой. 

В 1924 году балет «Борьба магов» вышел на театральных сценах в США и вызвал большую волну интереса. Необычные танцы, этнические костюмы, вращения, мистический сюжет способствовали тому, что спектакль стал популярным и привлек внимание американской аудитории. На представления приходили известные люди, круг учеников Гурджиева значительно увеличился. 

Сюжет балета построен на истории девушки, для привлечения внимания которой молодой человек прибегает к помощи Черного мага, и для ее спасения от чар приходится использовать силы Белого мага. Балет противопоставляет две реальности: гипнотический сон, в котором человек подвластен влияниям иллюзий, и состояние пробуждения, бодрствования, когда человек обладает свободой разума и возможностью собственного выбора. Пробуждение от сна дает человеку свободу выбора. Кроме этого, в постановке были и элементы просвещения, рассказывающие человеку о мироустройстве, символизме и космических законах, влияющих на все сущее, использование фигуры эннеаграммы. 

Наследие Гурджиева или Четвертый путь сегодня 


После смерти Гурджиева, его ученики пытались сохранить единство наследия своего учителя, что положило начало Фонду Гурджиева, который существует до сих пор. Но раскол между учениками, начавшийся еще при жизни Гурджиева, привел к образованию множества самостоятельных групп по всему миру. В этом нет ничего удивительного, когда светило гаснет – планеты рассыпаются на куски, так как нет той объединяющей и вдохновляющей творческой силы, которая соединяет всё в Единое Целое.

Сегодня книги Гурджиева  и его учеников издаются на Западе и в России значительными тиражами. Его музыка, в обработке известного композитора Томаса де Гартмана, издается в виде нотных альбомов и компакт дисков. 

Именно в России зародилась и нашла своё воплощение современная форма практики Четвертого пути. Смутные годы революции кардинально изменили условия и сделали невозможной какую-либо регулярную работу в этом направлении в те далекие годы. Однако уже в начале 60-х годов прошлого столетия работа групп самопознания и саморазвития по методу Гурджиева стала возрождаться в России вновь. В современном мире существует целый ряд групп, так или иначе опирающихся на идеи и методы «четвертого пути», однако лишь некоторые из них работают в русле чисто гурджиевских идей, в то время как большинство включают в свою работу лишь внешние элементы учения Гурджиева (как правило, ограничиваясь гурджиевскими танцами и движениями)..

Нравится